Музей советских автомобилей в Олимпийском парке Сочи

Сочи повезло с тем, что здесь прошли Олимпийские игры. Говорят, что город сильно изменился благодаря играм. Один Олимпийский парк чего стоит. Тут понастроили кучу крутых спортивных объектов: ледовую арену, стадион, гоночную трассу по стандартам Формула 1, и много чего другого. А еще по парку приятно просто прогуляться (если не считать долгих поисков входа в парк). Мой отель был через дорогу от территории Олимпийского парка. Поздним вечером я прогулялся там. Успел посмотреть на танцующий фонтан, не особо впечатлил, у нас в Питере на Московской площади он круче :) Потом зашел куда-то, где глаз зацепился за вывеску "Сочи Автомузей". И... все, пропал тут на полчаса :) Крутой музей! Здесь разместили чуть ли не все автомобили советского производства начиная с 30-ых годов и до 90-ых. Причем не только легковые, но и несколько грузовых, микроавтобусы и даже мотороллеры.

Фото: Руслан Юнисов

Музей находится на территории Олимпийского парка по адресу улица Международная дом 12. Стоимость входного билета для взрослых - 500 рублей, льготный вход - 250 рублей. Детям до 7 лет, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, инвалидам - вход бесплатный. Детям, особенно разбирающимся в автомобилях, тут тоже должно быть интересно. Мой сын точно был бы в восторге :)

Фото: Руслан Юнисов

 

Практически все экспонаты стоят за цепочкой, трогать и сидеть не разрешают. Но у входа стоит 400-ый Москвич в кузове кабриолет и мотоцикл с коляской, в них можно сесть и пофоткаться:

Фото: Руслан Юнисов

А вообще в музее разрешается фотографировать все экспонаты:

Фото: Руслан Юнисов

У входа в музей стоят две малолитражные мотоколяски. Желтый - СЗД или в народе "инвалидка". Выпускался с 1970 по 1997 годы. Мощность - 12 л.с. Выдавали через органы соцобеспечения инвалидам различных категорий.
Синий экземпляр - это мотоколяска Кинешма М7901. Делали для сельской местности и инвалидов. Мощность двигателя всего 13 л.с. Спросом практически не пользовалась.

Фото: Руслан Юнисов

В самом начале стоят автомобили для партийных руководителей и важных персон. Вот, например, ЗИС-101 - первый в СССР серийный представительский автомобиль. Спроектирован на основе Бьюика 90-ой серии, весил почти 3 тонны и имел деревянный каркас. Объем двигателя 5,8 литров, мощность - 90 л.с. Годы выпуска 1935-1940.

Фото: Руслан Юнисов

Большинство экспонатов удивляют качеством реставрации. Этот синий красавец - ЗИС-110. Выпускался в послевоенный период 1945-1958. Самый быстрый и комфортабельный автомобиль 40-50-ых годов. Объем двигателя - 6 литров, мощность - 140 л.с., максимальная скорость - 140 км/ч.

Фото: Руслан Юнисов

ЗИС-110Б - кабриолет на базе 110-ой модели. Использовался для парадов на Красной площади в Москве и на Дворцовой в Ленинграде:

Фото: Руслан Юнисов

Ну а "Чайку" (ГАЗ-13) узнают все, самый популярный свадебный лимузин тех времен :) Этот автомобиль нельзя было просто купить, на ней ездили высокопоставленные чиновники. Иногда "Чайку" выдавали за особые заслуги, например, Валентине Терешковой или Михаилу Шолохову. А популярность Чайки как свадебного авто объяснялась просто - устаревшие машины передавали в ЗАГСы и выдавались напрокат новобрачным. Годы выпуска 1959-1978, объем двигателя 5,5 литров, мощность - 195 л.с.

Фото: Руслан Юнисов

А как насчет "Чайки" в кузове универсал? ГАЗ-13С, буква С означало "санитарный". Использовался для медицинских целей у высшей советской номенклатуры.

Фото: Руслан Юнисов

Дальше идет ряд "членовозов" с впечатляющими габаритами. Например, этот ЗИЛ-4104 длиной 6,3 метра (!), шириной 2 метра и массой в 3,4 тонны. У него семиместный салон, двигатель V8 объемом 7,7 литров, мощность - 315 л.с. Использовалась только для перевозки высших государственных чинов. Когда пробег таких автомобилей достигал 100.000 километров - их уничтожали, поэтому их осталось мало.

Фото: Руслан Юнисов

Зацените длину:Фото: Руслан Юнисов

ЗИЛ-41042 был спроектирован и использовался только для политических лидеров. А те были людьми почтенного возраста. Поэтому в правительственном кортеже обязательно был предусмотрен универсал с медицинским оборудованием. Таких сделали всего 4 штуки.

Фото: Руслан Юнисов

Еще один самый узнаваемый советский автомобиль - ГАЗ-М20-В или "Победа". Простой, надежный и проходимый автомобиль. Годы выпуска 1949-1955, двигатель 2 литра, мощность 52 л.с.

Фото: Руслан Юнисов

"Победа"-кабриолет родилась не просто так, а потому, что после ВОВ была нехватка листового металла. Вот так все прозаично было в СССР :)

Фото: Руслан Юнисов

Красавцы "Волги" - ГАЗ-21:

Фото: Руслан Юнисов

Никогда раньше не видел "Волгу" в кузове универсал. Такие ГАЗ-22 "Волга" нельзя было купить в личное пользование, они использовались как такси, пожарные и скорые.

Фото: Руслан Юнисов

Ух, какой! Это ГАЗ-М72, который получился в результате скрещивания полноприводного шасси от армейского внедорожника ГАЗ-69 и кузова от "Победы". Один из первых в мире "паркетников" - внедорожников с безрамным комфортабельным кузовом. Дорожный просвет - солидные 210 мм. Всего таких было выпущено 4677 экземпляров.

Фото: Руслан Юнисов

 

Микроавтобусы РАФ тут стоят обособленно. Это продукты Рижского завода по производству автобусов и микроавтобусов. В СССР Рафики, в основном, знали как маршрутки. А РАФ-22031-01 - самый распространенный в СССР автомобиль скорой помощи. В 1997 году производство на заводе в Риге было остановлено, а в 1998 году владельцы завода заявили о банкротстве. Большая часть помещений была разрушена, на их месте офисы и магазины.

Фото: Руслан Юнисов

Старичок ЗИС-5, в народе прозванный "Захаром". Годы выпуска 1933-1958. Главный грузовой автомобиль Великой Отечественной войны. Пишут, что его двигатель мог работать на всем, что горит.

Фото: Руслан Юнисов

Несколько автомобилей производства Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). Красный автомобиль - это знаменитый на весь СССР ЗАЗ-968 или "Запорожец" - заднемоторный малолитражный автомобиль. Производился с 1971 по 1979 годы.

Фото: Руслан Юнисов

Нива. Этим все сказано :)

Фото: Руслан Юнисов

ВАЗ-2120 "Надежда", которая не оправдала надежд. Первый минивен у АвтоВАЗа и в истории российского автомобилестроения в целом. Семиместный автомобиль с полноприводной платформой от Нивы 2131. Всего с 1998 по 2006 было собрано около 8000 экземпляров, производство прекратили из-за низкого спроса. Неудачный автомобиль получился, очень ненадежный и с устаревшим внешним видом.

Фото: Руслан Юнисов

В ряду с Волгами заметил экземпляр, что на фотографии ниже. Это ГАЗ-3111, который представили в 1998 году как достойного конкурента иномаркам. Еще один автомобиль, который не обрел популярности, но на этот раз из-за высокой цены. Всего с 98 по 2001 год было выпущено менее 500 автомобилей. Объем двигателя - 2,5 литров, мощность - 136 л.с. 

Фото: Руслан Юнисов

Третий ряд почти весь состоит из продукции завода "Москвич". Например, этот с индексом 401/420. Выпускался с 1954 по 1956 годы. Первый массовый автомобиль послевоенного времени, который можно было купить всем желающим. И стоимость его была не такой заоблачной, как у ЗИМ или "Победы".

Фото: Руслан Юнисов

Вот еще один интересный Москвич - 401/422. Он производился с деревянным кузовом типа "фургон". В народе прозвали "Буратино". В свободную продажу не поступали, а шли на автобазы Министерства связи СССР для перевозки почты и монет для телефонов-автоматов. Грузоподъемность автомобиля была всего 200 килограмм, но во время эксплуатации их нещадно перегружали. Поэтому спустя пару лет деревянные кузова разваливались.

Фото: Руслан Юнисов

Москвич-410Н - внедорожник для колхозников. Выпускался всего один год с 1957. Дорожный просвет аж 220 мм.

Фото: Руслан Юнисов

Линейка автомобилей "Москвич" 70-х и позже:

Фото: Руслан Юнисов

Мотоколяска СМЗ-С3А прозвали "моргуновкой" после того, как на экраны вышла комедия "Операция Ы". Вспомните, именно в ней троица мошенников во главе с "Бывалым" разъезжала по улицам. В жизни этот автомобиль выдавали бесплатно инвалидам на 5 лет, после чего владелец сдавал ее государству в металлолом и получал новую. Объем двигателя - 346 кубиков, мощность - 8 л.с., максимальная скорость - 40 км/ч.

Фото: Руслан Юнисов

Еще одна мотоколяска - СМЗ-С1Л. Уникальна тем, что стоит на 3 колесах. В народе ее назвали "циклопом" из-за одной единственной фары спереди. Мощность мотоколяски была всего 4 л.с., он с трудом преодолевал даже небольшие подъемы и часто ломался. Зато этот СМЗ могли водить даже те, кто потерял ноги, все управление было ручное.

Фото: Руслан Юнисов

А мотороллер "Вятка" я узнал издалека. Еще летом писал пост про мои итальянские покатушки на мотороллерах VESPA. При написании того поста узнал, что наши "Вятки" полностью скопировали с итальянских Весп.

Фото: Руслан Юнисов

Я показал на фотографиях меньше половины экспонатов. Все хорошо в этом музее. Разве что стоимость входного билета в размере 500 рублей может смутить. Я вот, узнав цену билета, сильно засомневался, стоит ли идти. Не знал ведь, что музей стоит этих денег. Впрочем, стоит он или нет 500 рублей должен понять каждый сам за себя.

Фото: Руслан Юнисов

 

Текст приведён в оригинальном виде.